Право на справедливость
8 февраля 2023 года

Роскомнадзор следит за всеми

Как главное цензурное ведомство мониторит интернет и строит ботоферму

Вскоре после начала войны в Украине в России фактически ввели государственную цензуру: запрещено публиковать любые сведения о боевых действиях, которые противоречат позиции Министерства обороны. Исполнение решений о блокировках запрещенной информации – задача Роскомнадзора, у которого с 24 февраля прибавилось работы. Центр «Досье» изучил архив внутренней сети Государственного радиочастотного центра Роскомнадзора, добытый хакерской группой «Киберпартизаны», и обнаружил в нем планы по созданию государственной ботофермы, систему поиска оскорблений Владимира Путина в интернете, а также пример того, какие именно данные о россиянах собирает Роскомнадзор.

«На случай особой необходимости»

28 февраля 2022 года, через четыре дня после начала вторжения в Украину, специалист по анализу информации Государственного радиочастотного центра  Роскомнадзора Валентин Дегтев поставил перед своими подчиненными — около десятка человек — задачу: мониторить сайты (какие именно, не указано) на предмет контента, который противоречит официальной позиции Минобороны.

«Смотрим сайты, ищем контент, в котором говорится, что ВС РФ бомбит (убивает, ранит, стреляет…) мирное население, городскую инфраструктуру и т.п. Находим факт такой публикации – в столбце «Е» отмечаем сайт словом «вносим»». До принятия закона о фейках о действиях российской армии, которым можно было бы оправдать блокировки подобного контента, оставалось еще четыре дня — его приняли только 4 марта.

Первое предупреждение о «недостоверной» информации о войне Роскомнадзор опубликовал еще 24 февраля, но оно касалось российских СМИ. В поручении Дегтева отдельно говорилось, что в основном контент будет на украинском — то есть еще до принятия закона о фейках цензурное ведомство стало вносить в списки на блокировку упоминания о военных преступлениях российской армии.

Роскомнадзор заранее начал готовиться не только к закону о фейках, но и к волне блокировок СМИ из-за их отказа выполнять требования военной цензуры. Причем речь шла не только об оппозиционных изданиях. Человек, который в переписке упоминается исключительно как «Специалист 7» из Единой дежурной группы в сфере средств массовой коммуникации Государственного радиочастотного центра Роскомнадзора × , днем 23 февраля затребовал от своих коллег из Роскомнадзора справку «о возможности ограничения доступа» или другого регулирования к целому списку ресурсов:

  1. Комсомольская правда;
  2. Известия;
  3. Регнум;
  4. МК;
  5. АиФ;
  6. Авторадио;
  7. Взгляд;
  8. НСН;
  9. Газета.Ру;
  10. Медиагруппа Патриот;
  11. Лента.РУ;
  12. Лайф.​

21 февраля, в день, когда Владимир Путин объявил о признании независимости самопровозглашенных ДНР и ЛНР на Совете безопасности, тот же самый «Специалист 7» запрашивал аналогичную справку по изданию «Ридовка», до начала войны РКН классифицировал его как оппозиционное издание, но после начала войны оно заняло провластную позицию. Сам такой запрос не означает, что издание заблокируют: «Ридовку» неоднократно блокировали и разблокировали, а ни с «Комсомольской правдой», ни с другими изданиями из списка выше этого не произошло. В ответах от собеседников «Специалиста 7» чаще всего говорилось, что оснований для блокировки в настоящее время не имеется.

Но происходит так не всегда. 25 февраля «Специалист 7» запросил справку по Deutsche Welle и Русской службе Би-би-си, которые впоследствии были заблокированы. В цепочке писем сотрудник РКН Артем Пронин обращает внимание, что в справке по Би-би-си говорится, что некая запрещенная информация (без уточнений, какая именно) удалена частично.

— Интересная формулировка) Получается, что основание для блокировки есть? —  спрашивает Пронин.

— На случай особой необходимости – есть, — отвечает ему Валентин Дегтев, который, судя по изученной центром «Досье» переписке, является начальником Пронина.

— Держись козырь в рукаве?) — резюмирует Пронин.

И Deutsche Welle, и Русская служба Би-би-си были заблокированы в России в ночь на 4 марта.

«Специалист 7» также интересовался справками по «Медузе», «Проекту», Фонду борьбы с коррупцией, «Важным историям» и «Инсайдеру» еще в марте 2021 года, то есть примерно за год до блокировки большинства этих изданий. Из ответа следовало, что оснований для блокировки нет. С какой целью запрашивались эти справки, неизвестно.

В почтовом архиве Роскомнадзора можно обнаружить и другие требования найти основания для блокировки тех или иных ресурсов вне предусмотренного законом порядка. К примеру, в переписке с участием того же самого «Специалиста 7», датированной мартом 2020 года, можно обнаружить поручение от Центрального аппарата Роскомнадзора о проверке материала на сайте украинского издания TSN.ua. Материал касался руководителя управления ФСБ по Крыму и Севастополю Леонида Михайлюка и его прошлого: в 1999 году его объявили в розыск по делу о заказном убийстве, а затем дело закрыли после убийства основного свидетеля. О деле Михайлюка писал, в частности, журналист «Новой газеты» Юрий Щекочихин, скончавшийся в 2003 году при подозрительных обстоятельствах.

В поручении от руководства РКН говорится, что заметку о Михайлюке нужно «тщательно проанализировать» и «притянуть за уши» основание для ее блокировки даже в том случае, если в действительности запрещать этот материал будет не за что. Обнаружить эту статью в реестре запрещенной информации не удалось, однако сам факт такой переписки в Роскомнадзоре говорит, что ведомство помимо своей обычной работы занимается «обелением» биографий высокопоставленных силовиков и поиском оснований для блокировки неугодных им текстов. В одном из рабочих докладов упоминается, что сотрудникам радиочастотного центра приходят ссылки по мэру Москвы Сергею Собянину и его заместительнице Анастасии Раковой, которые необходимо или вносить в реестр запрещенной информации, или требовать от площадок удалять материалы, но что это за ссылки и о какой именно информации о Собянине и Раковой идет речь, не уточняется.

В ходе исследования архива Роскомнадзора Центру «Досье» удалось найти таблицу под названием «Поручения В. А. Субботина», в которой сотрудники ведомства следили за ходом исполнения задач, поставленных замглавы Роскомнадзора Вадимом Субботиным. Таблица хранилась в открытом доступе на «Яндекс.Диске». Помимо прочего, в ней говорилось о необходимости согласовывать все действия с оппозиционными СМИ лично с Субботиным.

«Если уж начали давить кого-то, ну вы давите до конца. Тем более такого рода граждан, как эти. Для этого надо включаться и поглубже быть, а не так как это было сделано: уведомление направить и забыть. Это не лишь бы сделать что-то должно быть. Для чего ?!
Вы же своими действиями не добились удаления ЗИ [запрещенной информации — прим. «Досье»]. А должны добиться были, раз взялись за материалы оппозиционного медиа. Не надо браться за то, что сделать не можешь. Если берёшься, продумай как ты это завершишь в свою пользу», — приводится в таблице комментарий, предположительно, Субботина, в связи с заметкой издания «Ридовка», в которой говорилось, что Роскомнадзор якобы потребовал заблокировать весь Telegram, добиваясь блокировки одного канала. Доступ к этому материалу «Ридовки» был ограничен 20 февраля 2022 года. 

Еще одно поручение касалось ссылок в СМИ на материалы Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, в том числе расследования о премьер-министре Михаиле Мишустине. В поручении от Субботина говорится, что не стоит вносить в реестр запрещенной информации статьи, которые порочат Мишустина, но не ссылаются на ФБК.

Негатив закончился

Как минимум со второй половины 2021 года Государственный радиочастотный центр Роскомнадзора ведет мониторинг «негатива по Президенту» — готовит обзоры материалов в СМИ и социальных сетях, в которых критикуют Владимира Путина. В том числе цензоры готовили отчеты о критике Путина в конкретных СМИ, например, в эфире «Эха Москвы».

После начала войны прицельный мониторинг негативных публикаций о президенте России стал вестись в ежедневном режиме, следует из внутреннего документа Роскомнадзора. В нем указано, что в поле зрения цензоров входит 1490 различных источников: 1100 аккаунтов в незаблокированных в России социальных сетях (534 из них — телеграм-каналы), 237 федеральных и региональных СМИ, 116 сайтов, не зарегистрированных как СМИ, и 37 зарубежных изданий. Полный список этих изданий не приводится.

К августу 2022 года департамент по мониторингу СМИ радиочастотного центра столкнулся с неожиданной проблемой: мониторить оказалось нечего. В документе, который Центр «Досье» обнаружил в почте Роскомнадзора, говорится, что федеральных и региональных изданий, которые позволяют себе критические материалы, осталось крайне мало, поскольку большая часть оппозиционных СМИ либо заблокированы, либо перестали работать, либо стали следовать требованиям государственной цензуры.

«Кроме того, отмечено, что даже наиболее оппозиционные спикеры стали осторожнее в своих высказываниях, что не позволит однозначно трактовать их слова как критику в адрес Президента РФ и, соответственно, включать их мнения в отчет», — говорится в документе. Департамент по мониторингу в итоге предложил перейти на еженедельный и ежемесячный формат отчетов и отказаться от ежедневного.

Судя по содержанию этих отчетов, готовились они вручную, причем среди ресурсов, которые мониторил Роскомнадзор, встречались региональные телеграм-каналы с несколькими сотнями подписчиков. Одновременно с ручным мониторингом РКН использовал разработки компании Brand Analytics и присматривался к системе «Крибрум» компании «Ашманов и партнеры», но счел ее недостаточно эффективной.

После начала войны РКН интересовался не только негативом в адрес Путина, но и негативным контентом по отношению к властям в целом. Мониторинг позволяет оценить, насколько активно в России критикуют власть и войну — незаблокированные ресурсы в соцсетях, в которых открыто выступают против войны, судя по отчетам Роскомнадзора, есть в каждом регионе России, от Еврейской автономной области до Владивостока.

В эти отчеты попадает не только прямая критика войны или политики российской власти, но и достаточно нейтральные темы — сравнение уровня жизни с зарубежным, расследования о коррупции, и т. п.  Критическим по отношению к власти материалом, к примеру, была  признана заметка в газете «Бийский рабочий» о том, что в поселке Боровое Бийского района Алтайского края четыре дня не было воды. Это издание принадлежит депутату Госдумы от «Единой России» Александру Прокопьеву.

Также сотрудники РКН отсматривают и конспектируют видеоролики и стримы всех популярных оппозиционных каналов в ютубе — регулярно главной темой в этих обзорах становятся выпуски программы «Популярная политика», которую делает команда Алексея Навального.

Как именно используются результаты подобного мониторинга и кто имеет к ним доступ, Центру «Досье» неизвестно. В отдельных случаях, когда сотрудники РКН явно видят признаки нарушения закона, в отчетах указано, что те или иные сведения переданы в Генпрокуратуру или другие силовые ведомства. В частности, это касается сообщений о различных акциях несистемной оппозиции.

Также в архиве Роскомнадзора можно обнаружить не только отчеты о ручном мониторинге, но и выгрузку ссылок на посты и комментарии в социальных сетях по той или иной тематике — от критики российской власти до ядерной войны. Эти отчеты готовятся системой мониторинга социальных сетей Brand Analytics и включают в себя информацию в открытом доступе об имени, возрасте и поле автора, а также его географическом положении. Система оценивает наличие агрессии и эмоциональный посыл записей (в основном он нейтральный, даже если в посте или комментарии напрямую критикуется война).

Brand Analytics срабатывает не всегда идеально: среди комментариев и постов по теме «Призывы» помимо анонсов протестов и другого релевантного контента можно найти рассуждения о семье и спортивные новости.

Кого мониторит РКН

В добытом хакерами архиве есть списки изданий для мониторинга — это оппозиционные СМИ федерального и регионального уровня, а также издания на территориях Украины, которые Россия объявила оккупированными в конце сентября 2022 года.

Помимо этого, РКН готовит справки по различной тематике — это может быть обзор негативных публикаций о БРИКС, Евразийском экономическом союзе и о Шанхайской организации сотрудничества, обзоры протестной активности в соседних странах, в том числе в Беларуси и Казахстане, и многое другое. В архиве обнаружены детальные справки по оппозиционным изданиям, в том числе «Медузе», «Дождю» и другим, а также по отдельным журналистам — например, Таисии Бекбулатовой (создательница издания «Холод») и расследователю Центра «Досье» Илье Рождественскому. Справки написаны на основе данных из открытых источников, сведения в них неполные и зачастую устаревшие, основной фокус уделяется профессиональной карьере журналистов.

В одной из таблиц задач из архива РКН говорится, что отдельные СМИ мониторятся чаще других: например, информационный срез по «Дождю», «Инсайдеру» и радиостанции «Серебряный дождь» требуется проводить ежедневно. Также в этой таблице указано, что сотрудники ведомства должны раз в неделю готовить отчет по фильмам с участием президента Украины Владимира Зеленского. Как именно выглядит этот отчет и что в него входит, не уточняется.

Еще РКН собирает сведения о чатах, телеграм-каналах и группах в социальных сетях, где публикуют призывы к сопротивлению власти — как насильственного, так и мирного характера. К примеру, в таблицу с такими ресурсами внесены несколько ботов, которые собирают сведения о машинах с Z-символикой: в Роскомнадзоре предполагают, что это делается для совершения «дальнейших противоправных действий». В архиве также обнаружены таблицы со ссылками на различные сборы денег от оппозиционных и «экстремистских», по мнению Роскомнадзора, организаций.

Боты и искусственный интеллект

В июле 2022 года Роскомнадзор озаботился созданием собственной фермы ботов —аккаунтов в соцсетях, которые будут подконтрольны цензурному ведомству. Проект радиочастотного центра РКН так и называется — «Создание Бот-фермы», его куратором называется замглавы ведомства Вадим Субботин, а завершить проект предполагается к середине мая 2023 года.

Задача этого проекта — создание автоматизированной системы регистрации аккаунтов в социальных сетях. В поле зрения РКН попали как популярные «Вконтакте», «Одноклассники», Youtube, TikTok, Facebook, Instagram, Twitter, Telegram и «Дзен», так и более экзотичные «Мой Мир», Rutube, «Ответы Mail.ru», Likee, Kwai и Yappi.

Аккаунты, зарегистрированные с помощью ботофермы, должны жить как минимум 90 дней. Для чего именно нужна эта ботоферма, в документе напрямую не говорится, но среди требований упоминается необходимость получения доступа к закрытым группам в соцсетях. Вероятно, предполагается использовать аккаунты в том числе и для мониторинга соцсетей и закрытых сообществ. В архивах Роскомнадзора Центр «Досье» обнаружил таблицы с логинами и паролями для аккаунтов в различных соцсетях, которые могли быть использованы при их ручном мониторинге. Ключевая технологическая преграда — это доступ к электронным сим-картам, с помощью которых можно будет регистрировать аккаунты в соцсетях. Нашли ли в РКН решение этой проблемы, в документе не говорится.

Ботоферма должна стать частью автоматизированной системы «Чистый интернет», созданию которой посвящены несколько презентаций в архиве Роскомнадзора. Задача «Чистого интернета» — оперативное выявление запрещенной информации в текстовом, аудио- и визуальном контенте во всем русскоязычном сегменте интернета. Ключевым элементом системы является единый модуль анализа, который должен с помощью искусственного интеллекта находить и классифицировать запрещенную информацию.

Роскомнадзор считает, что точность от 65% и выше — это удовлетворительный результат для работы такого модуля. Пока что получается добиться желаемых результатов только в области поиска контента о наркотиках и детского порно, и то только в текстовом формате. Запрещенную информацию о «Правом секторе» или «Исламском государстве» система ищет только с точностью на уровне 14-20%.

В одной из презентаций «Чистого интернета» говорится, что система будет выявлять не только запрещенный контент, но и, например, оскорбления президента России, а также фейки про президента, обвинения его в экстремизме, и фейки про Россию в целом.

Согласно дорожной карте в одной из презентаций, лингвистические справочники, с помощью которых Роскомнадзор должен искать оскорбления президента России, были готовы уже летом 2022 года. На каком основании Роскомнадзор занимается контролем за оскорблениями президента в интернете, в презентациях не указывается. Но эту информацию можно найти в другом документе — «Методике оскорбления президента». Его авторы ссылаются на статью 15.1-1 федерального закона «Об информации», которая появилась в нем в 2019 году и которая предписывает по запросу Генпрокуратуры блокировать оскорбительный в отношении органов госвласти контент. В методике приведены примеры: мем с фразой «Путин мразь проклятая» считается оскорблением, как и разнообразные варианты фразы «Путин х**ло», а вот фраза «Пи***ц, нах** Путин подписал этот закон!» президента не оскорбляет, как и призыв к россиянам остановить Путина.

Против ЛОМа нет приема

В архиве Роскомнадзора можно обнаружить документ, названный «Против ЛОМа нет приема», в котором упомянуты различные знаменитости, или лидеры общественного мнения в терминологии Кремля — от музыкантов до стендаперов, в общей сложности 283 человека, в основном россияне, но также есть несколько десятков человек из Украины и Беларуси. Они поделены на несколько цветовых категорий: красная, желтая и зеленая.

В «красной» категории можно обнаружить журналистку Катерину Гордееву, комика Александра Долгополова, участников группы «Каста» , в том числе и Влади, выпустившего в начале декабря 2022 года антивоенный альбом «Длится февраль» × , Владимира Котлярова из группы «Порнофильмы», участников группы метал-музыканта Павла Пламенева, Земфиру Рамазанову, Екатерину Шульман, Виктора Шендеровича и других.

В «желтой» категории оказались, среди прочих, группы «Увула», «Элизиум», Louna, ДДТ, «Кис-Кис», певица Гречка, основатель фестиваля «Боль» Степан Казарьян, «Би-2»,  Ic3peak, Louna, АИГЕЛ, «Тараканы», а также Ксения Собчак, Чулпан Хаматова, и литературный критик Галина Юзефович.

В «зеленой» можно обнаружить Андрея Звягинцева, Данилу Козловского, Валерия  Меладзе, Веру Полозкову, журналиста Юрия Сапрыкина, Анну Старшенбаум, Ивана Урганта и других.

По каким именно критериям сформированы эти три списка, неизвестно. Рядом с каждым из лидеров общественного мнения указаны ссылки на их каналы, профили в соцсетях или аккаунты в ютубе. Часть упомянутых после войны покинули Россию или не жили в России до ее начала, часть остаются в России и продолжают свою деятельность. Некоторые, особенно музыканты, сталкивались с многочисленными отменами концертов, но корреляции между давлением на них и той или иной категорией выявить на первый взгляд не удается.

За различными «лидерами общественного мнения» закреплены сотрудники РКН для персонального мониторинга. К примеру, в архиве можно обнаружить список лиц, включенных в реестр иностранных агентов, в котором перечислены все аккаунты этих иноагентов в социальных сетях, и указано, кто именно из сотрудников ведомства закреплен за ними в качестве персонального «мониторщика». В среднем за одним человеком закреплено по семь иноагентов. Как именно проходит мониторинг и как выглядят отчеты о наблюдении за их аккаунтами, неизвестно: обнаружить соответствующие документы в архиве Центру «Досье» не удалось.

Главный радиочастотный центр следит не только за оппозиционерами. Как минимум однажды — в августе 2020 года — сотрудники центра провели подробный анализ соцсетей телеведущих и знаменитостей, связанных с компанией «Газпром-Медиа». В этот холдинг входят телеканалы НТВ, ТНТ, «Матч ТВ», «Пятница!», целая сеть радиостанций, видеосервис Rutube, журналы «7 дней» и «Караван историй» и многие другие медийные активы. С марта 2020 года холдинг возглавляет Александр Жаров, бывший руководитель Роскомнадзора.

К примеру, в таблице с результатами мониторинга соцсетей комментаторов «Матч ТВ» указано, что один из них, Тимур Журавель, сопереживал белорусским оппозиционерам, а также репостил программу с участием политолога Екатерины Шульман на «Эхе Москвы». О применении каких-либо санкций к ведущему в связи с этим неизвестно, он до сих пор сотрудничает с «Матчем» и работал на чемпионате мира по футболу в конце 2022 года. Схожая пометка — о размещении материалов «Новой газеты» в своих соцсетях — была поставлена по результатам мониторинга аккаунтов комментатора Георгия Черданцева.  

****

Анализ архива Главного радиочастотного центра Роскомнадзора, который Центру «Досье» предоставила хакерская группа «Киберпартизаны», показывает, что бюрократическая машина РКН работает эффективно, но управляется не законодательством, а решениями вышестоящих ведомств, обусловленными политической обстановкой. Ведомство с одной стороны выполняет легитимные задачи, борясь с распространением нелегального и преступного контента, но в то же время собирает досье на оппозиционеров и журналистов и анализирует общение россиян в социальных сетях на предмет оппозиционных высказываний и оскорблений Путина.

Глаза Кремля

Как устроен «цифровой ГУЛАГ» в России — и что мешает ему заработать в полную силу

Олигарх из серой зоны

Как Вячеслав Кантор, сделавший состояние благодаря коррупции и дружбе с силовиками, пытается уйти от западных санкций

«Ховайтесь москалики»

Чем агент ГРУ занимался в Украине перед вторжением и как ведется психологическая война в «Телеграме»

(Не)мирный атом

Российский завод ядерного оружия продает изотопы в Швецию через компании, связанные с ГРУ

«Крыша» криптоледи

Как недавно попавшая под санкции за отмывание денег олигархов россиянка связана с семьей экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова

V — значит Victoria

Владимиру Путину приготовили яхту на замену арестованной «Шахерезаде»

Засекреченный партнер

Как доверенное лицо Геннадия Тимченко помогает другу Путина вести бизнес в обход санкций

Митинг под прикрытием

Российские власти организовали акции протеста в Европе, чтобы поссорить Турцию, ЕС и Украину

«Хайль Петрович»​

История Дмитрия Уткина — человека, который подарил группе «Вагнера» название

Сага о «Сургуте»

Как друзья Владимира Путина контролируют одну из крупнейших нефтяных компаний России

Кувалда «Вагнера»

Центр «Досье» выяснил имена головорезов из ЧВК, которые пытали, убили и расчленили сирийца в 2017 году

Миллиарды для Алины

Друзья Владимира Путина заработали 32 млрд рублей на перепродаже акций «Согаза». Деньги пошли на покупку телеканалов для «Национальной медиа группы» Алины Кабаевой

Генералы песчаных пляжей

Что может связывать Виктора Золотова, поставщика капусты для Росгвардии и красивых девушек с Сейшельскими островами

Двуликий Ян

Центр «Досье» нашел одного из самых разыскиваемых преступников — в Москве и под другим именем

From Munich to Moscow

The inside story of how fugitive Wirecard COO Jan Marsalek fled from a 2 billion euro corruption saga in Germany and wound up living under state protection in Russia

Дачные миллиарды

Элитные участки под Петербургом десятилетиями продаются за бесценок, покупатели — чиновники и бюджетники

Игра в одни заборы

Какую выгоду получит от миграционного кризиса Кремль и кому грозят санкции

Зачем Ян Марсалек был нужен ГРУ?

Один из самых разыскиваемых в мире мошенников был связан с ЧВК на Ближнем Востоке и в Африке, а также со спецслужбами нескольких стран — в том числе и России

Итоговый доклад Центра «Досье» об обстоятельствах убийства Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко в ЦАР 30 июля 2018 года

Итоговый доклад Центра «Досье» об обстоятельствах убийства Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко в ЦАР See English version Обновление от 25.10.2019  30 июля 2019