Председатель совета директоров банка «Россия» Юрий Ковальчук дружит с Владимиром Путиным с начала 90-х годов. «Россию» не случайно называют «банком друзей Путина». Помимо Ковальчука, владеющего 39,8% акций в уставном капитале, с банком связаны соседи президента по кооперативу «Озеро». Так, в мажоритариях банка числятся Геннадий Тимченко (9,8%) и Николай Шамалов (9,6%), а одними из учредителей были Владимир Якунин, Андрей и Сергей Фурсенко.
В августе 2010 года банк «Россия» поглотил дочку «Газпрома» — Газэнергопромбанк (ГЭП). В результате активы «России» увеличились на 129,5% по сравнению с предыдущим годом. Это позволило банку впервые войти в топ-20 банков рейтинга «Интерфакс» по показателям объема активов. В то же время сделка для государственной компании «Газпром» оказалась менее выгодной, чем для банка друзей президента.
По итогам соглашения акционеры ГЭПа получили долю в объединенном банке в размере 16,7%. По заявлению пресс-службы банка «Россия», стороны условились о таком проценте исходя из учета стоимости всех активов каждого из участников сделки. Однако коэффициент конвертации акций неоднократно ставился под сомнение экспертами, так как на момент слияния стоимость активов ГЭПа была выше, чем у «России». По данным «Интерфакса», активы банка в 2010 году составляли 104,3 млрд рублей, а активы ГЭПа — 138,6 млрд рублей. Всего «Газпром» получил 420 тысяч акций банка «Россия». Одна акция обошлась госкомпании в 33 тысячи рублей, учитывая, что справедливая стоимость ГЭПа была оценена в 14 млрд рублей.
Примечательно, что всего за месяц до сделки, офшор Sandalwood Continental, связанный с виолончелистом Сергеем Ролдугиным, еще одним другом Владимира Путина, купил 66 198 акций «России» у Евгения Малова по цене 200 рублей за каждую. Общая стоимость сделки составила 13,2 млн рублей.
Всего через два дня Sandalwood Continental перепродал все акции кипрской офшорной компании Horwich Trading за 14 млн долларов (434 млн рублей). Тем самым Ролдугин заработал 420 млн рублей, продав акции в 32 раза дороже цены покупки.
В 2013 году продажа акций «России» не была столь же удачной для «Газпрома», как для Ролдугина. Госкомпания потеряла примерно 5 млрд рублей, продав около 12% акций банка, принадлежащих холдингу «Газпром межрегионгаз», по стоимости в два раза ниже, чем на момент сделки 2010 года. Акции приобрели две компании — «Оверпас-Инвест» и «Оберон Истейт», в которых одним из владельцев числится Иван Миронов, сводный брат генерального директора «Газпром межрегионгаза» Кирилла Селезнева.
Можете что-то добавить?
Если вы располагаете сведениями о том, в какой степени дружеские отношения и родственные связи между руководством «Газпрома» и «России» могли оказывать влияние на заключение сделок, поделитесь с Центром «Досье» этой информацией.